Джостик для Компьютера
ДЖО́ЙСТИК -а; м. [от англ. joy - удовольствие и stick - палка] Информ. Манипулятор в виде укреплённой на шарнире ручки с кнопкой, употребляющийся для компьютерных игр.
* * *
джо́йстик(джостик), приспособление в виде рычага (рукоятки, штурвала) для ручного управления движением курсора по экрану дисплея (монитора). Используется главным образом в компьютерных играх.
ДЖОЙСТИК ДЖОЙСТИК (joystick) — координатное и манипуляторное устройство компьютера (см. КОМПЬЮТЕР) в виде рукоятки с кнопками. Используется в тренажерах и компьютерных играх.Первый джойстик для ЭВМ был создан компанией Atari в 1977. Он предназначался для игровой консоли Atari 2600 и работал по тем же принципам, что и джойстики, применявшиеся в то время для управления элеронами самолётов. Джойстик состоял из стержня, закреплённого на крестовине, четырёх электрических контактов, замыкающихся при повороте джойстика в ту или иную сторону, а также кнопки «огонь». Джойстик был цифровым, дискретным, поскольку позволял совершать движения только в четырёх направлениях. Эти джойстики были очень популярны в игровых консолях первых двух поколений, вплоть до появления геймпадов для консолей NES и SMS в середине 1980-х.
В 1981 IBM вместе с первым персональным компьютером представила новый вид джойстиков, аналоговый. Была добавлена дополнительная кнопка, а вместо четырёх электрических контактов в нём использовались два потенциометра, благодаря чему стало возможным совершать плавные повороты. Аналоговый сигнал от потенциометров передавался через игровой порт в компьютер и там преобразовывался в цифровую форму.
В 1982 специально для игры Sinistar компания Williams Electronics разработала оптические джойстики, в которых вместо потенциометров использовались светодиоды и фоторезисторы. Информация в игровой порт передавалась в цифровом виде, что создавало некоторые проблемы, поскольку передача цифровых сигналов через игровой порт не была стандартизована. Вместе с тем, оптические джойстики были более износоустойчивые, чем потенциометрические. Со временем всё больше становилось потенциометрических джойстиков, которые также передавали компьютеру цифровые сигналы. Аналоговые данные от потенциометров преобразовывались в цифровые внутри джойстика, поэтому теперь они не искажались при попадании в сильно зашумлённый в электронном смысле компьютер. С появлением в 1995 цифрового порта USB, через который нельзя было передавать аналоговые сигналы, процесс перехода к цифровым джойстикам ускорился.