Навигация+

Мини Джойстик

Органы управления самолетом

Мини джойстик iCade 3

Практически любой самолет, даже такой относительно простой, как Л-39, помимо основных и очевидных органов управления ЛА - таких, как РУС, РУДы и педали - имеет несметное множество и иных средств управления своими системами. Как правило, жизненно важные и необходимые в полете из таковых располагаются непосредственно на РУС и РУДах по соображениям эргономики, то есть легкой доступности для летчика (гашетка открытия огня, тангента радиосвязи, рычаг колесного тормоза, и т.п.). Однако, по обоим бортам на боковых панелях (да и на центральной тоже) имеется еще довольно много (на элке еще нормально; для примера, у Су-27 порядка четырех сотен) того, что неискушенный человек назвал бы "кнопками и тумблерами". Находясь в эпохе тотальной электрификации, нас не удивит факт того, что самолет является практически полностью электрифицированной машиной, и электричество на борту служит если не в плане движущей силы, то в качестве основного вида энергии для бортовых систем и управления ими. Не все из нас являются специалистами-электротехниками, поэтому для общего понимания и помощи в изучении систем самолета, а также запоминании этого хозяйства мы бы хотели в сегодняшней статье для начала кратко классифицировать управляющие органы по их конструкции.

1. "Гашетка" - скоба на РУС, обычно служащая спусковым крючком для непосредственного применения оружия (открытия стрельбы). Она же, будучи поднятой вверх, служит естественным предохранителем от случайного нажатия (если она вверху, разумеется, нажать ее снизу невозможно!). Бывают и гашетки иного предназначения, например, гашетка совмещенного управления на Су-27. Название произошло от французского слова, означающего в переводе "скоба, хомут".

2. "Кнюппель" - многоходовая кнопка управления. Иначе говоря, мини-джойстик, "хатка". На самолете в виде кнюппеля реализованы органы управления триммерным механизмом и управление стробом захвата (оба расположены на РУС).

3. "Кнопка" - нажимной электрический ключ без фиксации в нажатом положении (исключение - кнопка выпуска закрылков на Л-39 - она утапливается до момента собственно выпуска, после чего возвращается в ненажатое положение. Таким образом, служит средством контроля выпуска механизации, которое можно проверить на ощупь пальцем). Бывают с сигнализатором режима в виде встроенной в корпус лампы - в этом случае называются "кнопка-лампа".

4. "Тангента" - исторически сложившееся название (от французского слова, означающего "касательная") для кнопки, служащей для переключения режимов "прием/передача" радиостанции. Нажали - режим "передача", отпустили - "прием". Обычно располагается на РУД под большим пальцем.






Похожие публикации